Станица Каневская - одна из
старейших на Кубани. Она была основана в 1794 году.
Но история каневских казаков, неразрывно
связанная с историей казачества в целом, уходит
своими корнями в более давние времена.
в XII веке на реке Днепр был основан город Канев.
Община каневских казаков была одной из
многочисленных. В 1889 году опубликованные в
журнале "Киевская старина" документы с
описанием Черкесского и Каневского обществ
казаков относятся к 1542 году. В них сообщается, что
"Каневские казаки пребывают на левом берегу
Днепра и живут там намясе, рыбе, меде из пасек и
ловле бобров".
В 1576 году польский король Стефан Баторий принял
на государственную службу 6 тысяч казаков, в том
числе и одну тысячу казаков в Каневской полк.
Казаки, не попавшие на государственную службу в
Польскую армию, уходили в Запорожскую Сечь, где
селились землячествами: Полтавский, Батуринский,
Каневский курень (община) и т.д. Переселившись на
Кубань, каневские казаки образовали вторую по
численности общину казаков (первой была
Васюринская община). Таким образом, общине
каневских казаков более 400 лет, а станице
Каневской уже исполнилось - 200 лет.
Известно, что третью группу Черноморских казаков
из-за Буга привел на Кубань атаман Захарий
Чепега. 24 октября 1792 года со своей группой атаман
Чепега перезимовал на Ейской Косе. В составе этих
казаков-переселенцев были казаки Каневского
куреня - 42 семьи, которые к лету 1793 года
поселились на реке Челбас. Основная община
казаков Каневского куреня проживала на Тамани.
Молодые строевые казаки были приписаны служить
на Черкесском и Некрасовском пограничных
кордонах.
Каневская община казаков во главе с сорокалетним
атаманом Басыстым по жребию должна была строить
свое поселение на реке Курка. Однако земля,
отведенная каневчанам, оказалась заболоченной,
да и близкое соседство с горцами, делавшими
постоянные побеги на казачьи земли, оказалась
местом неудачным. Поэтому войсковой атаман Ф.Я.
Бурсак разрешил Каневской общине построить свое
селение на реке Челбас. По проведенной в 1794 году
переписи, в Каневском курене проживало 1103 жителя
обоего пола.
Первые турлучные хаты (из камыша и глины) были
построены в нашей станице в районе Дома быта
<Силуэт>и гостиницы <Нива>. Проходящая с
востока на запад улица называлась Куренной
(сейчас - им. Гагарина). Так началась история нашей
станицы.
Исследователи отмечают один интереснейший факт
из истории Каневской, связанной с именем
прославленного полководца А. В. Суворова. Будучи
на Кубани, он выполнял не только военные
обязанности. По поручению князя Потемкина 28 июня
1783 года, в день вошествия на престол императрицы
Екатерины II, привел в подданство России
ногайских татар. В честь этого в Ейском
укреплении был дан обед, для которого было
зарезано 100 быков, 800 овец, выпито 500 ведер водки.
Источники свидетельствуют, что первым атаманом
Каневского куреня, высадившимся на Тамани, был
Осип Басыстый, а первым священником - казак
Соболь.
При первом подселении в 1808-1810 годах в Каневской
курень прибыло черноморских казаков - 1492 мужчины
и 1232 женщины. При втором подселении в 1821-1825 годах
из Черниговской и Полтавской губерний прибыло 188
семейств. В 1826 году закончилось формирование
куренного общества каневчан, в котором был 521
двор. Через два года в станице на средства
капитана Романа Белого была построена каменная
пятиглавая церковь. Церковь называлась:
"Сошествия Святого Духа".
Главным богатством для казака была земля. Первые
поколения казаков-переселенцев осваивали
богатые дикие земли. Степь в то время
представляла собой пеструю картину: то покрыта
терном, то полянами разнотравья. Тысячелетиями
обильно политая дождями, облизанная ветрами
степь видала кочующие татаро-ногайские орды. О
признаках существовавшей здесь
скифско-сарматской цивилизации
свидетельствовали рассыпанные по степи курганы.
Казаки в первые годы переселения не любили
земледелие. Обрабатывались и засеивались
небольшие участки земли. Зерно для
продовольствия покупали у черкесов. Зерно и сено
давали только упряжным животным. Скотоводством
первые переселенцы занимались с охотой. Табуны
лошадей, отары овец, гурты крупного рогатого
скота круглый год ходили по пастбищам,
перекочевывая с места на место. В степи, в
терновниках, водилась птица в большом
количестве: дрофы, фазаны, тетерева. В камышах
водилась тьмою водоплавающая птица. Обилие птицы
давало хорошую возможность пополнять
продовольствие семей охотой.
Но особенно много времени первые
казаки-переселенцы уделяли рыболовству. В
степных реках Челбас, Бейсуг, Ея, кроме судака и
таранов в изобилии водилась белуга, осетр,
севрюга. Рыбы было очень много, практически
всюду, где была вода. Рыбный промысел тоже давал
значительную продовольственную прибавку и доход
каждой семье. Так, одна тысяча отборной тарани в
то время стоила 1 рубль 50 копеек, один пуд балыка -
5 рублей 50 копеек, один пуд свежей белуги - 20
копеек. Для переработки рыбы требовалось много
соли, которую привозили из Ачуева и Ахтарей, где
были развиты соляные промыслы.
Самыми тяжелыми, подчас драматическими, для
станицы были годы с 1794 по 1849 год, когда
свирепствовали эпидемии холеры и цинги, многие
годы были неурожайными и голодными. Семьи
казаков нищали. Тяжелым бременем была военная
служба казаков на пограничных кордонах - служили
по 30 лет и более. В станице низка была рождаемость
жителей, не покрывавшая естественную убыль
населения от смерти и гибели казаков на
пограничных кордонах. Станица была переполнена
вдовами и сиротами. Если в 1794 году при
переселении в станице было 1103 жителя, то к 1849 году
в станице проживало 2494 жителя и это при том
условии, что в 1810-1825 годах прибыло более 3 тысяч
переселенцев из Полтавской и Черниговской
областей. Таким образом, более чем за 50 лет
население лишь удвоилось.
Только после голодных 1855-1856 годов население
стало быстро расти. Постепенно год за годом
казаки-станичники осваивали землю под пашню и
все более усердно стали заниматься
хлебопашеством. Выжигали и распахивали
терновища. Работа была изнурительно тяжелой. К
семидесятым годам XIX века около 95 процентов всей
закрепленной за станицей земли было уже
распахано. За станицей было закреплено 30 тысяч
десятин пахотной земли, сенокосов - 4600 десятин,
выпасов (толок или выгонов) 380 десятин, плавней - 2
тысячи десятин.
Нести воинскую службу, развивать личное
хозяйство - смысл и цель жизни каждого казака.
Глубокими корневищами врастало в землю
казачество. Весенние ветры несли волнующие кровь
запахи покоренной земли. На труд земля отвечала
богатыми урожаями и буйными сенокосными травами.
К шестидесятым годам девятнадцатого века каждая
семья расширяла посев зерновых культур,
увеличивая одновременно поголовье животных.
Своими силами казачьи семьи не могли справиться
с возросшим хозяйством. На Кубань из Центральной
России хлынул поток рабочей силы: шли деревнями,
шли ватагами мужчины - косари, плотники,
разнорабочие, и всех нанимали на работу, как
правило, сезонную.
Уже к семидесятым годам девятнадцатого века о
казаках станицы шла слава, как о трудолюбивых и
гостеприимных жителях Кубани, а станица
Каневская приобрела известность зажиточной и
богатой